Методическая копилка

Педагогический опыт «Исследовательская деятельность как 

средство развития познавательной активности 

дошкольников»

          Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Эта особенность заложена от природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную инициативность. В основе исследовательской деятельности лежит поисковая активность ребенка дошкольного возраста, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение. И тому подтверждение - неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

            Участвуя в процессе исследования, дети испытывают  радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

 Развитие продуктивных форм мышления у дошкольников - одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Лучшим способом избежать развития интеллектуальной пассивности у детей является развитие поисковой активности. В своей работе я столкнулась с проблемой: с самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответ на интересующие его вопросы. Я выбрала технологию исследовательской деятельности, потому что она способна увлечь, заинтересовать ребёнка, пробудить жажду познания. Данная технология помогает в решении следующих задач, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

•формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира;

•развивать инициативу детей и познавательную активность;

•воспитывать любознательность и интерес к неживой природе.

В 90 - е годы 20 в. профессор Н.Н.Поддъяков,  проанализировав и обобщив свой богатый опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование или другими словами – опытническая деятельность. В своей работе я использую разработки таких авторов как  И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир  «Детское экспериментирование»,  О.В. Дыбина «Ребёнок в мире поиска» и др.

В основе моей исследовательской деятельности лежит парциальная  программа экологического образования и воспитания дошкольников Н.А.Рыжовой  «Наш дом-природа». Основная цель  данной экологической программы  – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом – природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Программа «Наш дом-природа» ориентирована на концепцию воспитания детей дошкольного возраста,  в основе, которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

   Я веду кружок детского экспериментирования  «Юный волшебник». Основной целью кружковой работы является развитие исследовательской деятельности через ознакомление с окружающим  миром. Занятия я строю таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения. Я учитываю, что действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, дети начинают предполагать результаты опытов, учатся искать условия решения поставленной задачи, связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. На основе этого мною выдвинута следующая гипотеза:

o          у дошкольников сформированы умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;
o          
дети проявляют познавательную активность и ищут причинно  - следственные связи;
o          
появляется способность к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности

           Для реализации исследовательской деятельности необходимо создать условия. В ФГОС дошкольного образования определено: «Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами».

          У нас в группе оборудован «Центр познания». Основными задачами  которого является развитие первичных исследовательских представлений, наблюдательности, активности мыслительных процессов. Все оборудование находится в доступном для детей месте, соответствует их возрасту и интересам. В нём размещены различные приборы - помощники: весы, лупы, песочные часы, зеркала, компас, телескоп. Разнообразные материалы: свечи, магниты, фонарики. Природный и бросовый материал: плоды, семена, опилки, спил  и кора дерева, мех, лоскутки  кожи, проволока. Собрана коллекция ракушек, минералов, насекомых. Создана мини – библиотека.   

                В своей деятельности я применяю знаковую символику, благодаря чему дети учатся видеть самое главное. Знаковая символика-это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Использование знаковой символики развивает творческое мышление, наглядное восприятие. Совместно с детьми мы зарисовываем этапы проведения опытов (При ознакомлении детей с тем, что внутри человека есть воздух и о способе обнаружения его; при выявлении свойств воды и т.д.)

            Важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач)  в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.  Например, используя метод ММЧ (метод маленьких человечков), дети знакомятся с агрегатными состояниями вещества: жидким, твёрдым, газообразным, учатся видеть и обозначать в речи взаимосвязь между явлениями, названия различных веществ. В процессе различных экологических игр дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы. При рассматривании картинок учатся составлять сюжетные и логические рассказы (Игра «Волшебный экран» помогает видеть системные отношения в явлениях природы, учит описывать эти системные связи, помогает расширять цепочки создания явлений, а заодно и слов: капелька – капля – лужа – ручеёк – ручей – речка – море – океан, в данной ситуации – природные и географические понятия). В качестве вывода каждого занятия я применяю один из приёмов ТРКМ (Технологии развития критического мышления)- Синквейн  (пяти строчная строфа нерифмованного стихотворения) как форму свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

            Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, я сформулировала алгоритм проведения эксперимента: определение проблемы (например, выявить свойства воды), объект (понятие «жидкость»), правила (четко выполнять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость - текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила (переливают воду из одной емкости в другую, отличающуюся формой, цветом и т.п.; с помощью пипетки наносят на бумагу разноцветные капли;  растворяют в воде соль, сахар  и т.д.). Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимает форму емкости, в которую налита  и т.д.

            С целью ознакомления детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни человека  были проведены следующие опыты: «Веселые вертушки», «Море волнуется раз...», «Метель в бутылке», «Как поймать ветерок»,  «А воздух существует!», «Вот труба – над нею дым», «Как работает воздух», «Воздух легче воды», «Волшебные трубочки», «Воздушные  шарики» , «Плавающий апельсин», «Пузырьки-спасатели» и др.

            В блоке занятий «Песок и глина»  были раскрыты в полной мере основные свойства этих природных материалов путем проведения опытов  «Песчинки и комочки», «Цветной песочек», «Удивительная глина» (выставка поделок, сделанных своими руками из глины), «Дружба капельки с песком и глиной» , «Мы-геологи»,  и др.

            Для ознакомления с основными свойствами Воды, проделаны опыты  «Тонет-не тонет», «Замороженная клубничка», «Рыбка спряталась», «Капельки», «Встреча с ручейками», «Разноцветная водичка», «Ледниковый период» и др.

Чтобы ввести детей в волшебный мир наших помощников-зеркал и луп провели опыты «Свет мой, зеркальце, скажи…», «Кривые зеркала», «Чудо стёклышко», «Лупа своими руками».

Известно, что интегрированная образовательная деятельность позволяет в комплексе решать задачи всестороннего развития детей. Учитывая это, мною был проведен Праздник «Синичкин день», в ходе которого дети узнали много интересного о зимующих и перелетных птицах. В рамках Международной акции «Кормушка для пичужки» я награждена сертификатом куратора.

 В рамках  Праздника  «День Дерева», целью которого стало формирование бережного отношения к этим растениям,  была организована выставка работ детей совместно с родителями  «Открытка Дереву».

 В  ходе занятия «Природа - наш общий дом», дети получили возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего, приобрести тем самым практический опыт.

 Организуя поход в пригородный лес осенью и зимой, мне удалось продемонстрировать детям одно из главных свойств воды - переход в различные агрегатные состояния. Кроме этого, во время таяния снега и выпадения дождей образуются овраги, в чём и убедились на собственном опыте юные натуралисты во время похода.

В процессе  экскурсий «Средневековье» и «Краски города» мальчики и девочки моей группы на примере изделий из металла и  камня, наощупь определили основные свойства этих природных материалов. Кроме этого, они получили разнообразную информацию о животном и растительном мире Железногорского района и Курской области.

Также была организована экскурсия «Поезд истории», "Что город мой даёт стране"   в Железногорский краеведческий музей, где ребята открыли для себя смысл загадочных слов КМА и МГОК и познакомились с полезными ископаемыми, добываемыми в нашем регионе. А в ходе экскурсии на Станцию Юных натуралистов,  получили разнообразную информацию о животном мире Железногорского района и Курской области.       

С целью  обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями мною круглый год  организуются  походы  в  Железногорский  Дендрарий, где ребята могут самостоятельно изучить свойства компонентов неживой природы - песка, воды и воздуха.

            Важным направлением в работе считаю осуществление преемственности с гимназией №10. Традицией  для воспитанников стали экскурсии в школьный Живой уголок и теплицу, в  процессе которых расширяются  представления детей о значении воды для обитателей аквариума, животных, растений, формируется потребность заботиться о домашних питомцах; развивается интерес к познанию природных взаимосвязей и явлений.  

           Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я  привлекаю  родителей к активной помощи. Так, например, предлагаю детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например « Где можно найти воду дома?» ,« Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?»

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Мною проведены консультации  «Детское экспериментирование как метод обучения дошкольников», «Формы организации и методы исследовательского обучения», «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками». Для родителей разработаны рекомендации: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях». Проведено родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».  По собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий  «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы» и др. В Родительском Уголке оформлены тематические папки-передвижки. По работе с родителями  выпуск мини-газеты «Исследователи», организацию совместного кружка «Золотые руки» по работе с «бросовым материалом; дискуссий и КВНов.

            Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения, уже сейчас видны результаты моей работы свидетельствующие о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. В результате целенаправленной,  систематической работы в данном направлении у детей появляется интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, углубляются и расширяются  знания  о неживой природе. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит мне совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определить последующие  шаги в развитии детей.

                Я считаю, что технология исследовательской деятельности способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности и любознательности.

                Таким образом, путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, - один из самых эффективных.